Уникальность техники скани, а потому и особая
ценность, заключается в том, что это - исключительно ручная работа.
Скань, или, как ее еще называют, филигрань, издавна применяли при
изготовлении окладов для икон, различных вещей церковного назначения, а
также для украшения столового серебра, предметов посуды и, конечно,
сувениров. Воздушные, как кружево, необыкновенно легкие шкатулки,
всевозможные вазы, очаровательные дамские аксессуары - вот далеко не
полный перечень изящных вещиц, которые виртуозно выполняются
современными мастерами-ювелирами. По эскизу, рожденному в воображении
художника, на подготовительный рисунок сканщицы выкладывают волшебный
узор из сотен причудливых тончайших завитушек, используя медную,
серебряную или золотую проволоку. Это - очень тонкая, кропотливая
работа, требующая внимания, терпения и большого ювелирного мастерства.
Когда
отдельные детали рисунка готовы, они поступают в руки к
ювелирам-филигранщикам, которые собирают их в единое целое. Соединение
фрагментов (спайка) происходит под воздействием высоких температур на
припой, т.е. серебряную стружку, наносимую на детали. Расплавляясь,
стружка соединяет отдельные части изделия в одно ажурное украшение. В
процессе пайки ювелирами наносится «зернь», т.е. крошечные зернышки из
металла, которые напоминают сотни росинок на цветке и придают изделиям
непередаваемую красоту и очарование. После тщательной очистки изделия
на его поверхность наносится тонкий слой серебра или золота, и
украшение попадает к мастерам-полировщикам, где изделию придают
окончательный блеск и ухоженный вид, причем в особо узких местах
ювелиры полируют изделие нитью. В качестве дополнительного украшения
мастера часто используют яркие вставки из природных и синтетических
камней, а также расписывают изделие особыми надглазурными красками по
эмалевой основе. Такая роспись носит название финифти. Техника финифти
- очень тонкая ювелирная работа. Для получения ровного красочного
изображения, художнику приходится изрядно потрудиться. Процесс этот —
долгий и сложный. Сначала на металлическую пластинку помещают
порошкообразную эмаль и несколько раз подвергают ее обжигу, чтобы эмаль
равномерно распределилась по всей поверхности. Техника финифти, как и
скань, - исключительно ручной труд. Художник аккуратно переносит
карандашом рисунок с эскиза на эмаль. Порошковые краски разводят
маслом, и специальной кисточкой расписывают изделие. Когда изображение
готово, его обжигают, а для того, чтобы добиться особой яркости красок,
процедуру несколько раз повторяют. Сюжетом художнику могут послужить и
цветочный орнамент, и пейзажные зарисовки, и портреты людей, и
изображения животных, одним словом, все, что подскажет творцу его
безграничная фантазия и талант. Колоритные, живые краски финифти
прекрасно дополняют и придают особое очарование и нежность
сканно-филигранным ювелирным украшениям. Финифть крепится в изделие в
момент финишной обработки украшения. Это как росчерк пера писателя, как
завершающий аккорд в музыкальном произведении...
Сегодня,
пожалуй, единственным предприятием, которое изготавливает чудесные
интерьерные и религиозно-культовые украшения в сканно-филигранной
технике, с использованием эмали и финифти, смело можно назвать завод
«Красносельский ювелирпром». Потомственные мастера-ювелиры, живущие на
этой земле, владеют самыми сокровенными тайнами своего ремесла. Изделия
красносельских мастеров экспонируются на многих международных и
российских ювелирных выставках под торговой маркой «Алмаз-Холдинг».
Украшения, принесшие славу сегодняшним мастерам Красного, находятся в
музее сканно-филигранного творчества при заводе, где каждый может
собственными глазами увидеть волшебные творения рук человеческих, и
которые никого не оставят равнодушными.
Компания «Алмаз-Холдинг» выражает благодарность технологу
экспериментального цеха завода «Красносельский Ювелирпром» Рассадиной
И.Н., научным сотрудникам «Красносельского музея ювелирного и
декоративно-прикладного искусства» за помощь в подготовке материала.
«Экспресс-Ювелир»
|