Выставка с таким интригующе-зловещим
названием разместилась в двух маленьких комнатах в музее изящных
искусств Wallace Collection в Лондоне.
Хорошо известно, что расплачиваться за «черную смерть»
пришлось еврейским общинам, которых обвинили в распространении эпидемии
и предали огню и мечу. В Кольмаре во время погрома в январе 1349 года
все еврейское население сожгли живьем в яме, получившей название
Fosse aux Juifs («Овраг евреев»), а в марте того же года за один день
вырезали 2 000 евреев Эрфурта. Скорее всего, сокровища были спрятаны
владельцами именно в это время: или перед бегством, в надежде вернуться
за ними в лучшие времена, или перед неминуемой гибелью. Оба клада были
найдены во время строительных работ с перерывом более чем в столетие, и
оба при этом пострадали: часть кольмарского клада растащили каменщики,
а эрфуртский был поврежден строительной техникой. К счастью, большая
часть содержимого обоих тайников попала в музей в целости и
сохранности.
А какие, собственно, есть основания предполагать, что все эти несметные
богатства принадлежали именно евреям, а не христианам? Подтверждение
есть – одно в обоих кладах, но неоспоримое. И там, и там были найдены и
россыпи монет, и ювелирные украшения, и столовое серебро, а в
эрфуртском тайнике — даже уникальный «косметический набор». Но все эти
предметы могли принадлежать и христианам; все — кроме одного. В каждом
из кладов среди прочего оказалось по еврейскому обручальному кольцу,
при чем эрфуртское кольцо превосходит кольмарское по красоте и
мастерству. Неспроста оно занимает собственную витрину — чтобы ничто
постороннее не отвлекало взгляд от его ювелирных достоинств. Его ободок
выполнен в виде двух сплетенных рук, а верхушку украшает золотой
ажурный шатер, символизирующий как Иерусалимский Храм, так и будущий
дом жениха и невесты. Остроконечную крышу шатра венчает шарик, а внутри
миниатюрного храма такой же шарик свободно катается по полости и
побрякивает при движениях руки. На каждой из шести граней шпиля
вырезано по букве, из которых слагается не требующее перевода пожелание
«мазл тов».
|
Ценность обоих кладов заключается в
том, что все вещицы из серебра и золота — светские, а подобных
предметов до нас дошло совсем немного. В отличие от золотых и
серебряных атрибутов религиозного обихода, светская утварь и ювелирные
изделия часто переплавлялись – в трудные времена или когда украшения
выходили из моды. Глаза разбегаются от коллекции пуговиц и украшений в
форме монеток, которыми расшивали одежду, застежек и пряжек,
нашивавшихся на пояс пластин и брошей, колец и символических знаков
любви. Перед входом на выставку предлагается вооружиться лупой – многие
экспонаты или рисунки на них настолько малы, что без увеличительного
стекла не обойтись.
Нумизматический компонент кладов –
более 300 монет в кольмарском и 3 141 в эрфуртском – позволяет не
только довольно точно определить, когда ценности были спрятаны, но и
представить себе, с кем торговали еврейские купцы. В кольмарском
тайнике оказались французские, немецкие, швейцарские монеты и золотые
флорины Людовика Венгерского; в эрфуртском – множество так называемых
gros tournois или «турнузов», серебряной монеты, которую чеканили в
Туре во Франции. Кроме того, здесь имеются и крайне редкие серебряные
слитки, которыми расплачивались при заключении важных финансовых сделок
и при переезде на дальние расстояния: два-три таких
бруска были равноценны мешочку монет, а стало быть, их было легче
пересчитывать и перевозить (зашитыми в одежду). Они полностью вышли из
употребления во второй половине XIV века, когда в обращение были
введены более ценные золотые монеты, и до наших дней дошли буквально
единицы таких слитков.
К особо редким и необычным предметам
относится также и золотая «двойная чашка» — две изящные чашечки, одна
из которых насаживается в перевернутом виде на другую. Две чашки,
составляющие как бы одно целое, символизировали союз жениха и невесты и
часто преподносились в качестве подарка на обручение или свадьбу.
Об уже упомянутом выше косметическом наборе разговор особый. Такие предметы туалета известны еще с Древнего Рима, но этот — один-единственный,
дошедший до нас из средневековой Европы. Он представляет собой цепочку,
к которой прикреплен флакон в форме звезды, а к нескольким привескам —
миниатюрная затычка от флакона и инструмент для прочистки ушей с едва
различимой глазом ложечкой на конце (остальные предметы набора
утеряны). Из флакона были извлечены несколько волокон хлопка, которые в
те далекие времена были пропитаны благовониями. Родственница купца или
ростовщика, схоронившего свое добро, носила этот набор на цепочке
вокруг талии и время от времени брала «понюшку» из душистого флакона.
Казалось
бы, все экспонаты выставки – предметы роскоши, модные аксессуары из
Средних веков, доказательства «успешного бизнеса на международном
уровне» – должны настраивать на созерцательный лад, вызывать в
воображении картины домашнего уюта, семейного довольства, в которых
есть место даже легкомыслию модниц. Но у посетителя щемит сердце, и ему
не удается ни на минуту забыть о тех трагических обстоятельствах, при
которых владельцы расстались со своими богатствами. Присутствуют ли
здесь незримо духи сгинувших семей, при жизни так и не вернувшихся за
своим добром, или это витает в воздухе тот самый страх, который
отпечатался на столь чутких к человеческим эмоциям благородных металлах
в момент захоронения сокровищ?
|
В Лондоне выставка пробудет до
10 мая, после чего кольмарские ценности возвратятся в Musée de Cluny
(Музей Клюни) и Musée d’Unterlinden (Музей Унтерлинден в Кольмаре), а
эрфуртский клад, принадлежащий Thüringische Landesamt
für Denkmalpflege und Archäologie (Управление по охране памятников и
археологии Тюрингии), вернется в свой родной город и осенью этого года
«въедет» в специально подготавленный для него музей – Старую синагогу
Эрфурта.
Источник: http://booknik.ru/ |